11 авг. 2016 г.

От Стокгольма до Лаппеенранты за 7 дней - перегон яхты из Швеции.

Участники:
ТС - я, рулильщик
БР - брат, таксист на дальние расстояния.
Д - дочь, студентка, кок и швартовая команда.
АИ - наша единственная надежда, навигатор и шкотовый.














День (-1), 08.07
Путешествие началось вечером в пятницу. Загрузив вещи в машину, в 18:30 мы выехали из Питера. Нашей целью была паромная переправа в Турку. Гугл утверждал, что ехать туда около 4,5 часов, но по дороге был большой элемент неопределённости - финская граница в пятницу вечером. Поэтому выехали мы с запасом, поставив себе задачу пройти границу до полуночи. Около 10 часов вечера забрали от выборгского замка АИ с вещами.
На границу приехали около 23:30 и, на удивление, очередь там оказалось совсем не большой. Примерно в 00:10 выехали в Финляндию.


День 1, 09.07
Через 4,5 часа финских автострад мы прибыли к очереди на паром, которая в этот ранний час составляла 3-4 машины, приехавших ещё с большим запасом. Легли спать. В 7 утра заехали на паром, нашли каюту и... снова легли спать, так как бессонная ночь за рулём давала о себе знать. Заход в Мариенхамн проспали. К вечеру паром доставил нас в Стокгольм. Съехав с парома и немного поплутав в подземельях (навигатор под землёй не работает, а в тоннелях полно развилок), выбрались на шоссе, ведущее на юг. Уже на подъезде к месту назначения свернули к замеченному макдаку, чтобы воспользоваться его традиционными услугами - платной (капучино) и бесплатными (интернет и туалет). Основными посетителями макдака оказались "новые" шведы с волосами цвета вороньего крыла. Они что-то оживлённо обсуждали на своём языке. Позвонили хозяину в скайп и договорились встретиться в 21:00 у ворот клуба. Подъехали к клубу и, дождавшись хозяина, прошли на пирс. Яхта была на воде, мачта установлена, но паруса и гик лежали в каюте. Пока мы с хозяином писали договор, БР и АИ занялись подготовкой. К моменту, когда договор был подписан, паруса уже были поставлены и веревки разобраны. Хозяин поинтересовался нашими планами. Сказали, что хотим выйти с утра, но все будет зависеть от готовности. Договорились, что позвоним ему если выйдем. Распрощались с хозяином и продолжили подготовку к выходу. Спать легли около 01:30.
День 2, 10.07
Проснулись около 04:30, так как БР нужно было выезжать на паром, выходящий в 07:00, а в очередь на погрузку нужно приехать за час до отхода.
Перетаскали остатки вещей из машины, которая ночевала за забором яхт-клуба (территория закрывалась на ночь, но на пирс можно было попасть в обход забора закрытого на ночь клуба).
Подключили солнечную батарею и кардплоттер. Аккумуляторы оказались подразряженными - напряжение было около 12В. Выяснилось, что в кардплоттере нет ничего, кроме Стокгольмского архипелага. Но, по крайней мере на первый день мы были картами обеспечены. Позаботились о заправке жидкостями. Нашли на яхте полную 10 литровую канистру ДТ. Выливая её в бак, обнаружили, что он теперь полон. Вопрос был закрыт. Водой заправились у пирса яхт-клуба. При этом совершили ошибку, последствия которой устранили только на 4-й день пути. Швед зачем-то открыл широкую горловину водяного бака в носовой каюте на зиму. Мы в спешке не проверили её закрытие, и лишняя вода пошла не в перелив, а в каюту. Мимо ушло ведер 5, которые постепенно переползли из рундуков на пол и были отжаты и высушены уже на ходу.
Около 09:15 отдали швартовы и вышли. Погода хорошая, но ветер достаточно слабый, не более 5-6 узлов. Вокруг полно яхт, но большая часть идёт под мотором - в том числе и те, кто идёт нашим курсом. Устойчиво разгоняемся до 5 узлов и вылазим на фарватер. Количество яхт увеличивается, Д досчитала до 30 с лишним и сбилась. Теперь все идут под парусами, а идущим нам навстречу приходится лавироваться. Постоянно проносятся мимо быстроходные катера, при этом не заботясь о том, чтобы сбавить ход или обойти подальше. Ещё одна особенность шведов - если за неделю пути я не припомню ни одного финского плавсредства, с которого нас не поприветствовали бы, то в шведских водах таковые можно было посчитать по пальцам, причём часть лодок, с которых нам ответили, были под финским флагом. Причин этого не знаю, возможно разница менталитетов.
Лодка устойчиво идет 5-5.5 узлов в бакштаге. Часам к 3-м дня выбрались на обширный плес, где ветер усилился и разогнал приличную волну. С нашими обводами это не страшно, однако тем временем над Стокгольмом собралась обширная грозовая туча, которая двинулась в нашу сторону. Возникали опасения, что нас накроет шквалом. В связи с тем, что мы, торопясь выйти, не завели рифы, пришлось заводить мотор, становиться против ветра, заводить рифы и рифиться. Пока кувыркались (благо, глубины вокруг позволили сделать это безопасно), стало ясно, что гроза заденет нас только краем и шквала не будет. Ветер стих, пошел дождичек, завели мотор и поехали дальше. Часам к 5-ти гроза ушла далеко и снова включили ветер, который позволил нам долететь до выходного маяка и лечь курсом на пролив. Мимо шли паромы один за другим. В отличие от катеров волну они разгоняли плавную, не создающую дискомфорта.

Тем временем карта в плоттере заканчивалась. АИ дал курс, которым, по его мнению, следовало идти и скрылся в каюте. Как ни странно, наш курс отличался от того, которым шли паромы. Это вызвало мои подозрения в верности курса. Несмотря на то, что карта в плоттере закончилась, Мариенхамн в плоттере обозначен был. Я проложил маршрут на него и обнаружил, что он лежит градусов на 15 севернее. Тут я уже стал голосить, вызывая АИ. Через некоторое время он появился, подтвердив мои опасения и утвердив новый курс. Теперь мы пошли за паромами, а АИ пошел спать.
Следующие несколько часов прошли в колыхании в проливе. Скорость колебалась от 4.5 до 5.5 узлов. Паруса стояли "бабочкой". Когда скорость падала узлов до 4-х, я заводил мотор не убирая парусов и доводил скорость до номинальной. Со всех сторон на горизонте неподвижно стояли паромы, освещенные как новогодние елочки.
День 2, 11.07
В районе 3-х часов ночи, когда общее время моего непрерывного бодрствования достигло 23 часов, я поймал себя на мысли, что у меня возникают пробелы в сознании - я засыпал. Поэтому я попросил Д разбудить АИ и пошел спать. Разбудили меня после 4 утра для швартовки в западной гавани Мариенхамна . Мы быстро нашли свободное место и легли спать. Проснулись около 8 часов утра. Заплатили за стоянку, вылили из канистры топливо и снова ее заполнили. Такое соотношение - полный бак плюс 10 литров резерва мы старались поддерживать дальше на протяжении всего пути. Купили в марине альбомы от Аландов до Ханко. Сходили с Д в город, купили продукты, ковшик (в яхте была только одна кастрюлька, что было неудобно), одеяло и плед. Все сходили в душ. Для доступа к душу и туалету используется код, напечатанный на чеке оплаты за марину. Подняли купленный здесь же, в марине, флаг Аландов. Осталась только одна проблема - не горящий кормовой огонь. То что он не горит, мы обнаружили еще до выхода в пролив, но решили, хорошо, что с носовым комбинированным все в порядке, а если кто-то будет обгонять, то посветим белым фонариком, которых у нас было не меньше трех. Фонарь ночью не понадобился, нас никто не обгонял, но идти так дальше не годилось. В марине лампочек не обнаружилось. Менеджер, принимавший деньги, нарисовал мне на туристической карте расположение яхтенного магазина, который, однако, оказался скорее рыболовным. Лампочек не было и там. С душевной тоски я заехал на автозаправку и купил автомобильные двухнитевые, понимая, однако, что это не поможет. Дальнейшие расспросы в различных магазинах и восточной марине привели меня в специализированный лампочный магазин, продавец которого сообщил, что ни о чем подобном он и не слыхивал. На этой радостной ноте я повернул к нашей стоянке. Все свои перемещения по острову я осуществлял на заблаговременно привезенном на крыше машины в Швецию и перегруженном на яхту складном велосипеде. Наконец, в районе 16:30 мы отшвартовались и вышли. Около часа шли на моторе, так как по прежнему дул юго-запад (АИ "Зюйд-Вест"), прямо нам в лицо. После поворота поставили паруса. Ветер усилился и яхта полетела до 7 узлов. Тут произошло неприятное происшествие, повлиявшее на удобство дальнейшей навигации. Поскольку шведский плоттер уже ничего не показывал, для навигации мы использовали 7-дюмовый планшет с Андроидом и OpenCPN. Поместили его в водонепроницаемый чехол и привязали к площадке, на которую до этого крепился кардплоттер. При очередной попытке поправить наклон площадки я случайно уперся пальцами в экран планшета и сломал его. Электронные средства навигации закончились. Вместо планшета был срочно привязан мой сотовый, купленный по акции за две с половиной тысячи рублей в МТС и помещенный в тот же водонепроницаемый чехол. Просто я зачем-то поставил OpenCPN и туда.
Помимо навигации, весь оставшийся путь телефон, постоянно подключенный к зарядке, выполнял еще и функции Wi-Fi роутера, раздававшего Интернет. Сам он получал безлимитный Интернет от финской симки. Дуло прилично, балла 4, ехали быстро. Ближе к вечеру ветер стих. Пришлось завести мотор. Когда свернули к Дегерби и пошли вдоль западного берега Фегле, стало казаться, что едем по озеру - исчезла как волна, так и ветер. Решили идти, пока есть силы и сворачивать к ближайшей марине, когда станет совсем темно. Вышли из-за островов, снова появился ветер.
На плесе между Bano и Sottunga с интервалом минут 10 нас последовательно обогнали два парома, направлявшиеся в Турку. Основательно темнело. Решили заворачивать в Sottunga.
День 3, 12.07
Зашли в полной темноте и в районе 01:00, не найдя места, пришвартовались лагом около заправочной станции в надежде уйти, пока все еще спят.
Ветерок был навальный, хотя и не сильный. Заглянули в Гриб, который нам с утра обещал то же направление с усилением.
Проснулись в 05:30 и поняли, что уйти так просто не удастся - навальный ветер усилился, впереди стоял дорогой катер, сзади - камни и яхта. После двух часов обсуждения нашли способ - длинным концом вывести нос яхты на ветер и дать газу. Удачно подвернувшийся финн, хоть и с некоторым запозданием, грозившим нам сносом на бетонный пирс, отдал с пирса конец, которым мы вытянули яхту. Заплатить никому не удалось - все еще спали. В 07:45 вышли из Sottunga.
Сегодня ветер был до 5 баллов, иногда лодка разгонялась до 7,5 узлов, на плоттере мелькало даже в районе 8-ки. В районе обеда снова стали бродить грозовые тучи, однако уже очевидно в стороне. Тем не менее нас зацепило ливневым дождиком, который прибил волну. Ветер также стих. Поехали на моторе, хоть и мокрые, но относительно спокойно. Постепенно приближались к Ханко. Появился ветер, поставили паруса. Навстречу попадалось все больше яхт - чувствовалось, что все ближе населенные места. Забыли свернуть в этой точке и чуть не заехали в гости к военным. Под конец, в этой точке свернули на фарватер для маломерных судов, который, по словам АИ, значительно сокращал путь. Двигаться по нему, однако пришлось против ветра и достаточно сильной волны. Так на моторе и въехали в  восточную гостевую гавань Ханко. Время было около 21:30, поэтому все желающие были уже в гавани, мест не было. После двух моих неудачных попыток вклинились между дорогой немецкой яхтой и маленьким деревянным фолькботом финской пары, оценившей решимость АИ таранить их яхту и оперативно расширивших зазор. Севший за руль АИ заслужил аплодисменты и возгласы "хюва", в благодарность за неудачный таран. Мы бегом побежали платить за стоянку. Офис работал до 22:00 и отдать деньги мы успели. Однако, пока мы обсуждали что и как, закрылось все, кроме ночных туалетов. Поскольку у большей части команды во время пути возникла тяга к картошке фри, пошли в город искать фастфуд, который по словам АИ там имелся. Не тут-то было! В половине одиннадцатого вечера в городе не спали только группки подростков, которые, однако тоже выглядели трезвыми. Несолоно хлебавши вернулись на яхту и легли спать.
День 4, 13.07
С утра команда сходила в душ, затем я сходил заправил резервную канистру с топливом. В магазинчике при заправке задал уже ставший традиционным вопрос о лампочке. На удивление, лампочка нашлась. Правда коробка была вскрытой, а продавец уклончиво намекал, что если она не подойдет, то я сам виноват, а он - в домике. Но намекал не конкретно. Поскольку форма цоколя и бульбы совпадала, а цена вопроса была 2.20 евро, я решил лампочку взять. Выйдя на солнечный свет, сразу же обнаружил причину, по которой коробка была вскрыта, а финн косил глаза к носу и бормотал - лампочка была на 24 вольта! Однако это было лучше не горящего огня. Как показала практика, лампочка светила не так ярко, но вполне достойно. Там же, в магазинчике при заправке, были куплены карты на следующий этап - до Хельсинки.
В 11:00 вышли из восточной гавани Ханко и пошли длинным фарватером вдоль берегов. Наконец, в 59 57.3253 N 024 02.8391 E выбрались на обширный плес. Подуло. Ветер опять был практически в зад, чтобы удержаться на курсе приходилось периодически то ставить бабочку, то снова возвращать стаксель на место.
Дальше, в общем, ничего особенно интересного не было, но шли все время под парусами. Ветер стих только к вечеру, и на подходе к Хельсинки мы завели мотор. В отличие от других, менее столичных мест, на подходах к Хельсинки очень много светящихся буев, что помогало двигаться в условиях полной темноты. Светящиеся буи, однако, не помогли, когда я пропустил поворот фарватера и чуть не въехал в островок со створами (вот здесь). На выяснение, куда и зачем мы приехали и последующий возврат к фарватеру ушло лишних минут 40.
День 5, 14.07
В 02:00 прибыли на Лаутасаари и ошвартовались в клубе HSK. На этот раз свободных мест было очень много, проблем со швартовкой не возникло. Обнаружили, правда, что электрические розетки находятся достаточно далеко от места швартовки, нашего удлинителя на это расстояние не хватало. Перешвартовываться все же не стали, решили лечь спать.
Проснувшись в 07:30 пошли платить. Выяснилось, что офис открывается только в 13:00. Поэтому решили вложить деньги в более практичный проект - купить еды. Я достал велосипед и поехал в ближайший K-Market для пополнения запасов продуктов. На обратном пути зашел в уже открывшиеся в 09:00 Maritim и Captain's shop, купил там запасной баллон для спасжилета и (о чудо!) светодиодные лампочки для ходовых огней. Там же были куплены карты на последний этап пути. Тем временем, остальные члены команды воспользовались открытым без кода душем. Заплатить за услуги было по-прежнему некому. После очередной заправки топливом (каждый раз после перехода уходило около 10л) в 10:45 вышли из Хельсинки. Несмотря на большое расстояние, планировали дойти до Котки, тем более что впереди, в течение 2 дней, нам обещали ухудшение погоды и особо прохлаждаться было некогда. Особых происшествий между Хельсинки и Коткой не было, за исключением того, что хотя мы старались идти под парусами так долго, как только возможно, все равно между островами пришлось все-таки включить мотор по причине отсутствия ветра.
По дороге наблюдали краны нового порта в Вантаа и, чуть позже, корпуса атомных реакторов в Ловийса. Небо было на этот раз хмурое, но ветер дул. Периодически, однако, приходилось заводить и мотор, так как такого ветра как 12.07 уже не было и в помине.
День 6, 15.07
В 01:30, пройдя мимо контейнерного терминала, ошвартовались в Котке. Опять лагом и опять возле заправки, так как места не нашли, а предполагаемое ухудшение погоды заставляло двигаться дальше побыстрее. Проснулись ни свет ни заря и в 06:15 вышли из Котки. Шли под мотором. Дом уже был совсем рядом. В 11:00 ошвартовались в Сантио. На причале висела табличка с указанием сотового телефона таможенников и номера канала, на котором надо вызывать "border control" - 68. Решили совместить приятное с полезным и испытать портативную радиостанцию, которую я купил с рук и до этого ни разу на передачу не использовал. Радиостанция оказалась исправной, "border control" ответил, что они прибудут через 10 минут. Так и произошло. Еще минут 10 понадобилось, чтобы проштамповать наши паспорта и судовую роль.
Вышли с Сантио и, стараясь попасть в серединку между буями, пересекли госграницу. АИ сказал, что где-то здесь должен быть осевой буй. Был он не прав, как оказалось впоследствии - наша держава не утруждает себя такими мелочами как навигационная обстановка. Позже мы прошли еще мимо нескольких мест, где по карте должны были быть буи, но в целях экономии их не наблюдалось. Шли под мотором, так как ветер вместе с волной были нам прямо в лоб. Немного не доходя острова Козлиный, вызвали на 16-м канале Родину. Родина ответила приятным женским голосом, но сказала, что слышит нас плохо, поэтому когда мы зайдем за остров, нужно позвать ее (Родину) опять. Наконец, за островом мы рассказали все о себе и Родина пожелала нам "Счастливого пути". Слова ее не сбылись, так как ветер разогнал противную волну под полтора, а то и два, метра. Двигаться пришлось галсами, чтобы ловить волну поочередно то одной, то другой скулой. Лодка, дающая обычно на этих оборотах мотора 6 узлов, двигалась по GPS 3-4 узла. Казалось, что мы приклеились к Козлиному. Периодически накатывали "девятые" или еще какие-то нестандартные валы, с которых не удавалось удачно скатываться, и лодка шлепала днищем. Д расклинилась на койке и дремала. В один прекрасный момент шведский холодильник, предназначенный видимо, для охлаждения пива в спокойную погоду, а потому не закрепленный, "вышел погулять" из своего отсека и благополучно отбил себе дверцу, после чего был заклинен ковриком, лежавшим до этого у входа в каюту. Вся эта свистопляска продолжалась часа 3-4. Затем нас более-менее прикрыло островами, и мы просто поехали по воде как все нормальные лодки. Ветер, правда, не поменял направления, поэтому мы продолжали ехать на моторе.
Прошли лоцманский приемный буй, проехали мимо Высоцка, наконец, добрались до Выборга. Заработали российские мобильники. Позвонили Б и договорились о том, когда и где ему нас забирать.
Проехали мосты и зарулили к Татнефтевской заправке. Заправили баки до полной - выяснилось, что на этот раз сожгли 20 литров - бодание с ветром напротив Козлиного дало о себе знать. Заправщик, здоровенный заспаннный мужик, несмотря на недвусмысленный плакат "работаем круглосуточно" сказал, что после восьми они не заправляют. За беспокойство получил 100 рублей. Все равно наша российская соляра была в два раза дешевле благородной финской, и мы заправили 20 литров по цене 10 финских. И пахла наша соляра как настоящая соляра, в отличие от финской, которая, как мне казалось, пахла чуть ли не пряниками.
Доехали до таможенного поста. Немолодой таможенник назвал мой договор купли-продажи "подделкой" и сказал, что он таких сколько угодно сделает сам. Удержало его от изготовления поддельных договоров лишь то, что мы двигались транзитом и поведомственная ему территория страны не пострадает от ввоза лодки с подделанным им договором. Предупредил, впрочем, что назад не выпустит без регистрации. Поднявшись в шлюзе на Брусничном, встретили двух заспанных пограничниц. Одна была поприятнее на лицо, другая чуть подобрее.

Особой доброты, впрочем, как и положено от людей, караулящих Родину, мы и не ожидали. Соответственно, и не дождались. Девушки попеняли нам, что мы, в нарушение их правил, двигаемся на маломерном судне по каналу в ночное время, т.е. после 20:00. Объяснение наше о том, что ветер был встречный и все такое, они не приняли, так как у них в шлюзе, как я понимаю, ветра не было. Тем не менее, немного поупиравшись, отпустили нас с богом.
День 7, 16.07
Отчалив от Родины, достигли Финского таможенного причала, собрались проштамповать паспорта и лечь спать. Так оно и вышло, однако, с небольшим недоразумением - у нас забрали паспорта со словами: "А с вами мы еще будем отдельно разбираться." Времени было 03:00 местного, но спать после этого расхотелось. Тем не менее как-то заснули. Утром коллеги ночных забирателей паспортов, уточнив, точно ли мы идем в Финляндию навсегда, сказали, что мне нужно заплатить пошлину. На мой вопрос о том, что вроде за старые лодки ничего платить не нужно, сказали, что ничего об этом не слышали. Делать нечего, не жить же как Том Хэнкс - на причале между странами. Съездил на таможенный пост, где заплатил по пластиковой карте пошлину. Отдали паспорта. Таможенники заверили, что если мне удастся доказать, что они не правы, то деньги мне вернут.
Еще три шлюза и наконец мы вышли в озеро. Стоянка - прямо около выхода из канала. Пришвартовались и стали ждать Б, который приехал минут через 20. Сфотографировались на память возле судна и поехали домой. Часам к восьми вечера были дома.
Итого, все путешествие заняло 8 дней и два часа, непосредственно переход - 6 дней и 12 часов.